Рекомендации по разработке и реализации адаптированых образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ и нарушениями интеллекта

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

«Закон об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г. впервые на федеральном уровне закрепил следующие понятия:

- образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Данные понятия подкрепляются частью 2 статьи 10 этого же закона: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)».

Представленные изменения в законодательстве Российской Федерации позволяют говорить о чрезвычайной важности как получения профессионального образования по основным профессиональным образовательным программам (образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) и по основным программам профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих), так и по дополнительным профессиональным программам (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Одним из приоритетных направлений образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения профессии. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, C.JI. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политова, A.M. Щербакова). Г.В. Васенков писал: «Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному груду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве)».

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее уязвимыми в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

В условиях социально-экономических изменений остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической целесообразности предъявляет ряд требований, как к квалификации рабочего, так и к наличию определённых педагогических компетенций у преподавательского состава образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения, что и обусловило создание данных методических рекомендаций.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
ПО НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ВИДУ, УРОВНЮ И ИНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ЛИЦ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИЛИ УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОВЗ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Лица с ограниченными возможностями здоровья - с различными формами умственной отсталости, в том числе с инвалидностью (далее-лица с ОВЗ) традиционно обучались по программам профессионального обучения «штукатур», «швея», «плотник», «санитар», «уборщик помещений» и другим на уровне начального профессионального образования. В настоящий момент преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации осуществляется на уровне среднего профессионального образования и требования к педагогам, реализующих эти программы, регламентируются и регулируются профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н; «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н и «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» (Письмо Минобрнауки РФ, от 18 марта 2014 г. № 06-281, рекомендованными к использованию Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО ).

К сожалению, нормативные требования к виду, уровню и иным характеристикам образования и квалификации лиц, работающих с обучающимися с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, при реализации программ профессионального обучения, на настоящий момент отсутствуют.

Анализ раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»     «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» показал, что адаптированная образовательная программа профессионального обучения (АОП ПО) для обучающихся с умственной отсталостью может разрабатываться:

по инициативе и под контролем руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения, осуществляющего руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения, обеспечивающего системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения и реализацию федерального государственного образовательного стандарта или федеральных государственных требований;

при участии

 - заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения, организующий текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения, координирующий работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения и обеспечивающий использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

- старшего мастера, руководящего практическими занятиями и учебно-производственными работами по профессиональному (производственному) обучению, участвующего в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений (подразделений) начального и/или среднего профессионального образования и руководящего деятельностью мастеров производственного обучения;

разрабатывается и реализуется непосредственно:

- преподавателем, проводящим обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, организующим и контролирующим их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные и содействующим развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании;

- методистом (включая старшего), осуществляющим методическую работу, анализирующим состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывающим предложения по повышению ее эффективности; оказывающим помощь педагогическим работникам учреждений в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждений, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курса;

- мастером производственного обучения, проводящим практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением, готовящим обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов; способствующим общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекающим их к техническому творчеству; обеспечивающим охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

- руководителем физического воспитания - планирующим и организующим проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре), принимающим меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку, организующим учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, внедряющим наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивающим контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения.

Требования к квалификации руководителя (директор, заведующий, начальник), заместителя руководителя образовательного учреждения: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Старший мастер должен иметь высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет.

Преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Методист должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Для старшего методиста - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 2 лет.

Мастер производственного обучения должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Руководитель физического воспитания должен иметь высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

Однако, в соответствии с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса министерство образования и науки российской федерации», рекомендованными к использованию Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации, письмо от 18 марта 2014 г. № 06-281, в штате учреждения, реализующего адаптированные образовательные программы профессионального обучения должны быть включены - тьютор, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения.

Тьютор организует индивидуальную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в образовательном процессе и процессе социализации, проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки навыков к обучению в профессиональных образовательных организациях. Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Работа педагога-психолога (психолога, специального психолога) с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в профессиональных образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Социальный педагог (социальный работник) осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. Социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, все специалисты, работающие на должностях педагогических работников и реализующие адаптированные образовательные программы профессионального обучения для лиц с ОВЗ, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование и либо стаж работы, либо и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». А руководители - высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

При этом все они должны знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, педагогическую психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями.

В квалификационных требованиях к знаниям и решаемым задачам социального педагога и тьютора хотя бы частично упомянуты обучающиеся с ОВЗ:

– социальный педагог - взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;

– тьютор - совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

– педагог-психолог – определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию, анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов), оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся. И при этом еще должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

В Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н), вступающим в силу с 1 января 2016 года, профессиональное обучение 85.30 закреплено как вид экономической деятельности с описанием трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт ((функциональная карта вида профессиональной деятельности). Выделим трудовые функции, относящиеся к предмету анализа:

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень

квалификации

наименование

А

Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации

6

Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

В

Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности

6

Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся

Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса

С

Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО

6

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО

Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

F

Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации

6

Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и (или) профессионального обучения

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения

Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик

G

Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП

7

Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

Определена обобщенная трудовая функция - преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации и возможные наименования должностей и профессий. Среди них преподаватель, мастер производственного обучения, методист и старший методист.

Трудовая функция преподавателя - организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП; он должен иметь среднее профессиональное образование или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), а при отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Преподаватель должен уметь использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО (для программ СПО); особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания. Для чего ему необходимы знания особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Мастер производственного обучения. Трудовая функция - организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Необходимо среднее профессиональное образование или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Мастер производственного обучения должен уметь использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

- специфики осваиваемой профессии;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания. Поэтому должен знать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Методист - обобщенная трудовая функция - организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации. Обязательно высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, ДПО) или высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном образовании, профессиональном обучении, ДПО), или высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, ДПО) и обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. При наличии квалификации бакалавра работа преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, а при наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.

Необходимые умения для работы - планировать и организовывать обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами, реализующими образовательную программу, ее целей, задач и (или) специфики, роли каждого из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов в программе; организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся и выпускников программ СПО и (или) ДПП и (или) программ профессионального обучения, содержание и формы взаимодействия с работодателями при реализации программ; проводить групповые и индивидуальные консультации для преподавателей и мастеров производственного обучения по разработке учебно-методических материалов, в том числе программ учебных предметов, курсов, дисциплин, профессиональных модулей, оценочных средств; оценивать качество разработанных материалов на соответствие:

- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам;

- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации соответствующих образовательных программ;

- образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания. Обладать важнейшими умениями планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик; анализировать занятия, обсуждать их в диалоге с преподавателями и мастерами производственного обучения; разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для преподавателей и мастеров производственного обучения; обеспечивать разработку, координировать реализацию, оценивать качество реализации, давать рекомендации по совершенствованию программ индивидуальной и групповой исследовательской и проектной деятельности обучающихся по программам СПО и профессионального обучения.

Старший методист – трудовая функция - разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП, трудовые действия - методическое и консультационное обеспечение разработки (обновления) ФГОС СПО, примерных или типовых образовательных программ, примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей). Обязательно высшее образование - специалитет или магистратура, как правило, соответствующее по направленности (профилю) образовательной программе или учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), или высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном образовании, профессиональном обучении, ДПО); дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности (профилю) образовательной программы (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) или в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, ДПО). При отсутствии педагогического образования рекомендуется дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в профессиональном образовании и(или) профессиональном обучении, и(или) ДПО. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Требования к стажу работы - работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет. Необходимые умения - разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО, и(или) ДПП, и(или) программ профессионального обучения на основе анал