«Творить добро».

Вот уже на протяжении нескольких лет, в школьных образовательных программах появился «Урок доброты», цель данного урока воспитать толерантное отношение к инвалидам, лицам с ограниченными возможностями. Сегодня обновление образовательных программ среднего профессионального образования для адаптации условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривается как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.

IMG 20161226 WA0002 IMG 20161226 WA0001

Такой подход, гарантирующий всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Теперь появилось не столько само понятие «доступная образовательная среда», сколько реально существующая возможность обучаться лицам с ОВЗ и получать образование не обязательно на дому, дистанционно, но и непосредственно самому присутствовать на занятиях и общаться с ребятами.

Кто они дети с ОВЗ? Это дети с особыми возможностями по здоровью, имеющие физические, психические или сенсорные дефекты, люди которым требуется помощь, внимание и особое отношение. Естественно, что значительное внимание таким детям должно уделяться в плане социальной адаптации. Так, как по большей части, они стремятся к изоляции. И чувствуют себя неуверенно, при большом скоплении народа, в незнакомом месте. Существует педагогическая классификация нарушений, у детей с ОВЗ.

  1. Нарушение слуха (позднооглохшие, слабослышашие, глухие).
  2. Нарушение зрения, (слабовидящие, слепые)
  3. Нарушения речи (ЗРР - задержка речевого развития), нарушения интеллекта, логопаты)
  4. Задержка психоречевого развития (ЗПР)
  5. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
  6. Умственно отсталые
  7. Отдельная категория – это дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений слепоглухонемые, глухие, или слепые дети с умственной отсталостью).
  8. Аутичные дети (РАС или РДА)

Все эти дети испытывают сложности и проблемы. Но сегодня социальная  политика государства  начала активно внедрять инклюзивное образование. ГБПОУ УКСИВТ также открыл свой «Ресурсный центр инклюзивного образования». Это значит, что дети, будут иметь возможность учиться наравне со всеми, посещать лекции, сдавать экзамены и, получив диплом, трудоустроиться. Оговорюсь сразу, что кому-то потребуется тьютор, кому-то сурдопереводчик. Тьютор, сопровождающий, наставник. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 студентов на протяжении нескольких лет учебы.Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь подростка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально раскрыть свой потенциал. И если раньше ребенок с ОВЗ был «оторван от общества», то сегодня у него появилась возможность быть на равных со всеми. И наша задача педагогов, объяснить на уроке доброты, что дети ОВЗ это такие же дети, только чуть - чуть отличаются и им немного больше нужно теплоты, заботы, доброты идущей от сердца. Инклюзивное образование в России только начинает развиваться, постепенно устанавливают пандусы, поручни и т.д.

Не так давно я была на выступлении Дианы Гурцкой, заслуженная артистка России, рассказывала, как тяжело было родителям, оставшись с ее бедой один на один – врожденной слепотой. Как не к кому было обратиться за помощью и советом. Диана не может видеть мир с его красками, она может только слышать и чувствовать. Но благодаря деятельности благотворительного фонда певицы, множество незрячих детей сегодня смогли почувствовать  себя счастливыми.

5 декабря 2016 года, в читальном зале ГБПОУ УКСИВТ со студентами встретился Марат Рафаэльевич Юсупов - Президент Республиканского отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Факел", актер инклюзивного народного театра, общественный деятель и советник при мэрии города Уфы. Многократный чемпион и призер чемпионата России, Европы, Мира, Кубков Мира и международных турниров, в результате травмы позвоночника, он передвигается на коляске. Но продолжает заниматься спортом, завоевывать места и золотые медали. Сегодня, помимо общественной деятельности, Марат Рафаэльевич является помощником вице-президента паралимпийского комитета России. Входит в состав паралимпийской сборной России по двум видам спорта – (большому) теннису на коляске и фехтованию. Общение с М.Р. Юсуповым доставило огромное удовольствие не только мне, но и ребятам, которые с интересом задавали вопросы. Один, из которых затронул всех: «У вас большая сила воли или характер»? На что Марат Рафаэльевич улыбнулся своей широкой и искренней улыбкой. Он просто пришел в спорт, и не стал оттуда уходить. Сказав, что «Жизнь – это спорт, а спорт – это жизнь». Этот человек творит добро, протягивая всем руку помощи. Вовлекая инвалидов в театр, спорт, активную общественную жизнь, являясь личным примером для подражания.

Студенты с интересом смотрели фильм «Жизнь без границ» о Нике Вуйчиче меценате, писателе и певце, рождённого с синдромом тетраамелии -  приводящего к отсутствию конечностей. Мы долго обсуждали с ребятами, не важно, каким родился, важно какая душа и как ты относишься к жизни, к окружающим. Все границы – устанавливаем мы сами, лишая себя тем самым возможности общаться, радоваться жизни. Поэтому, говоря о толерантности на уроке доброты – будьте сами примером в дружбе, уважении, душевной доброте. И творите добрые дела – ежечасно, ежеминутно, просто так, а не к празднику, или один раз в год.

Автор: Педагог-психолог Е.Н. Тимошенко-Седьмая.